А времечко бежит

воскресенье, 21 ноября 2010 г.

Павел Астахов: «Худших условий для детей нет нигде в России»

Павел Астахов уверен, что руководители ряда детских учреждений в Карелии воруют бюджетные деньги.

Отставка министра здравоохранения Карелии и уголовные дела в отношении руководства ряда детских учреждений – такими, вполне вероятно, будут последствия двухдневного визита в Карелию уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ Павла Астахова. Детский омбудсмен был настолько шокирован увиденным, что дал максимально жесткую оценку: худших условий для детей он не встречал нигде в России.


«НАШ БОМЖОВНИК»


В наибольшее негодование Астахова привели Олонецкий детдом, а также спецшкола № 8 и специализированный Дом ребенка в Петрозаводске. «Я посетил в России около 500 детских учреждений, есть, с чем сравнивать. Эти детские учреждения – худшие», - категорично заявил детский омбудсмен на совещании в правительстве.


Совещание фактически превратилось в монолог Павла Астахова, который обрушил целый вал возмущения на притихших и растерянных республиканских чиновников. Начал с Олонецкого детдома, который, по словам уполномоченного, воспитанники называют не иначе, как «наш бомжовник». «Спальни не отапливаются. Дети ходят в рванье: какие-то ужасные обрезанные резиновые сапоги, куртки, похожие на телогрейки. Дошло до того, что ребята срывают со здания вывеску с названием детдома – стесняются того, что живут там», - не скрывая эмоций, делился своими наблюдениями Павел Астахов.


Не лучше обстоят дела и в спецшколе № 8. «Первое, что увидел там – лежащие на столе игральные карты. На мой вопрос педагоги заявили, что дети играют только в их присутствии. Так, может, воспитатели еще и с ними вместе за карты садятся? Но это еще полбеды. Представляете, директор показывает мне помещения и с гордостью заявляет: а вот этот стол мы нашли на помойке и отремонтировали. С гордостью! Про туалеты я вообще молчу – дырка в полу, окно забрано решеткой. О какой реабилитации и перевоспитании в таких условиях можно говорить?», - продолжил Павел Астахов.


ПОДАРОК ДЛЯ ОНИЩЕНКО


Прежде, чем перейти к специализированному Дому ребенка, омбудсмен достал из кармана какой-то почерневший, грязный и скукоженный кусок резины и пустил по рядам чиновников со словами: «Это вещественное доказательство». При ближайшем рассмотрении предмет оказался соской, из которой кормят грудничков. Представить без содрогания, что малышу можно дать бутылочку с подобным приспособлением, невозможно. По словам Астахова, таких сосок в Доме ребенка «целый горшок».


Детский омбудсмен поднял с места министра здравоохранения Эльмиру Зильбер и заставил отвечать на вопрос – когда в последний раз в Доме ребенка поводились проверки? «Я была там месяц назад, сосок не видела», - заявила Зильбер. Это, похоже, стало последней каплей. «Значит, все эти проверки формальные! Если бы вы там были, вы бы не могли не заметить. Мне никто из руководства Дома ребенка не смог ответить на простейший вопрос: где умываются дети старшей группы? Из умывальников только холодная вода, ванна, в которой купают малышей, насквозь проржавела!» - перечислил Астахов. И добавил, что теперь будут проверять уже работу самих республиканских чиновников и то, насколько они соответствуют занимаемым должностям. А соску, пообещал Павел Астахов, он подарит руководителю Роспотребнадзора Геннадию Онищенко – мол, пусть тот посмотрит, как работает в Карелии его ведомство. К возглавляющему республиканское управление Роспотребнадзора Анатолию Коваленко тоже есть немало вопросов.


МИНИСТРА – В ОТСТАВКУ


Позже, уже после совещания на пресс-конференции для журналистов, Астахов добавил, что будет рекомендовать губернатору отправить Эльмиру Зильбер в отставку. «Считаю, если у нее есть совесть, она сама должна уйти», - заявил омбудсмен. Пресс-конференция, которая, кстати, проходила в том же зале, где и совещание, началась тоже несколько скандально. Некоторые чиновники, еще не оправившись от устроенной Астаховым публичной порки, никак не могли решиться покинуть зал и уселись у входа. Уполномоченному пришлось в резкой форме указать им на дверь: «Видите, зеленая табличка с надписью «Выход» горит? Покиньте помещение, дайте мне пообщаться с прессой».


После того, как министр здравоохранения и ее подчиненные все-таки вышли, Астахов начал разговор с журналистами. По словам омбудсмена, вопиющие проблемы в детских учреждениях связаны вовсе не с финансированием. «В спецшколе № 8 на ребенка ежегодно выделяется 1 миллион рублей в год. Вдумайтесь – миллион! Много в России найдется семей, которые тратят на своих детей больше 50 тысяч долларов в год? При этом в спецшколе всего 19 воспитанников, да на такие средства каждого озолотить можно. Куда же уходят деньги? Я убежден – воруют!» - сказал омбудсмен. Он добавил, что по его поручению уже на следующей неделе начнутся проверки финансово-хозяйственной деятельности вышеупомянутых учреждений. «Считаю, несколько уголовных дел должны быть возбуждены», - отметил Астахов.


НЕТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА


По мнению омбудсмена, очень многое зависит непосредственно от руководителей детских учреждений. «Петрозаводский детдом № 2 живет совсем другой жизнью. Финансирование одинаковое, а разница как между небом и землей! Все потому, что директор по-иному организовала жизнь, есть Совет попечителей, спонсоры, грамотный, хозяйственный подход к расходованию средств. Но главное – в петрозаводском детдоме детей любят!» - сказал Астахов.


Но одной любви и ответственности руководителей учреждений, конечно, недостаточно. «Я приводил сегодня конкретные примеры, но они доказывают, что в Карелии не выстроена система защиты детей. Много лет эти вопросы не решались согласно современным стандартам. Есть, конечно, положительные начинания: например, неплохо развивается система устройства детей в приемные семьи. Но нет многих базовых вещей, в первую очередь целевых программ, например, по социальной реабилитации детей-инвалидов. Организовали в педколледже обучение таких детей – хорошо, опыт, которым вы можете гордиться. Но вот встретился я с этими девушками, большинство колясочники, сидят они передо мной и говорят: «Отучились – а дальше что? На работу нас никто не берет». Поэтому я и утверждаю, что нужен системный подход», - пояснил Астахов.


«Я ЕЩЕ ВЕРНУСЬ»


Одним из важнейших решений омбудсмен считает введение в республике института регионального уполномоченного по правам ребенка. При этом Астахов подчеркнул, что не дает никаких рекомендаций по кандидатуре: «У меня в Карелии ни любимчиков, ни приоритетов нет. Считаю, что обсуждение кандидатур на этот пост должно быть публичным, честным и открытым, и прошу вас помочь в этом», - обратился Астахов к журналистам.


Пока своего уполномоченного у Карелии нет, Астахов намерен лично держать на контроле ситуацию и в Олонецком детдоме (его воспитанница, подозреваемая в убийстве, уже переведена в другое детдом), и в других учреждениях, попавших в «черный список». Первые шаги уже сделаны: уволена главврач специализированного Дома ребенка. «Я увожу из Карелии массу документов, в ближайшее время все рекомендации будут в письменном виде направлены Главе Карелии», - добавил омбудсмен. В течение месяца республиканские власти должны проинформировать омбудсмена о сроках выполнения принятых решений. «Сроки и выполнение мы будем жестко контролировать. Если эта работа будет сорвана, будут приниматься уже другие меры», - заверил Астахов. Он также сказал, что по прошествии определенного времени намерен вновь приехать в Карелию. «Я еще вернусь», - пообещал омбудсмен.


Комментариев нет:

Отправить комментарий